Защитите себя от мошенников: важные правила безопасности
Мошенники каждый день придумывают все новые способы, чтобы обмануть доверчивых граждан.
Предлагаем несколько способов, как защититься от телефонных мошенников и мошенников в сети Интернет.
1. Никогда не раскрывайте по телефону:
Персональные данные: паспортные данные, СНИЛС, ИНН, адрес, дата рождения и т.д.
Банковские данные: номера карт (особенно CVV/CVC), срок действия, коды из СМС, пароли от онлайн-банка.
2. Создавайте надежный пароль:
Используйте не менее 12 символов.
Сочетайте заглавные и строчные буквы, цифры и специальные символы (@, #, $, % и др.).
Не используйте простые последовательности (123456, qwerty), личную информацию (имя, дата рождения) или повторяющиеся пароли на разных сайтах.
Рассмотрите использование парольных фраз из нескольких слов, связанных вместе. Чем из большего количества слов состоит парольная фраза, тем она длиннее и тем сложнее ее взломать киберпреступникам (например, Глобус@Самокат!Солнце34).
3. Как распознать телефонного мошенника (частые фразы):
«Это сотрудник банка / Центробанка / Госуслуг / полиции. Ваша карта / счет / аккаунт в опасности!»
«Для защиты средств / восстановления доступа нужны ваши данные / код из СМС»
«Вы получили ошибочный перевод, верните деньги на этот номер»
«Вам положено пособие / компенсация. Для оформления нужны данные карты / предоплата»
«Ваш родственник в беде, срочно нужны деньги!»
«На ваше имя оформлен кредит / вы совершили нарушение, чтобы избежать проблем — заплатите штраф»
4. Если звонят и представляются сотрудником Госуслуг:
Помните: Настоящие сотрудники Госуслуг НИКОГДА не звонят с просьбой сообщить пароль, код из СМС, полные банковские реквизиты или перевести деньги.
Не сообщайте никаких данных! Прервите разговор.
Самостоятельно позвоните в официальную поддержку Госуслуг (номер на сайте gosuslugi.ru) или войдите в свой личный кабинет, чтобы проверить информацию.
5. Защита учетной записи Госуслуг:
Используйте сложный уникальный пароль.
Включите двухфакторную аутентификацию (подтверждение входа по СМС или в приложении).
Не сохраняйте пароль на общедоступных устройствах.
Регулярно проверяйте историю входов в настройках ЛК.
6. Признаки взлома личного кабинета:
Незнакомые устройства/браузеры в истории входов.
Непонятные действия или изменения в профиле (например, смена привязанного телефона/email).
Уведомления о входе или действиях, которые вы не совершали.
Потеря доступа к аккаунту.
7. Если вход совершен с неизвестного устройства:
Немедленно смените пароль.
Отзовите сессию неизвестного устройства в настройках безопасности ЛК.
Проверьте все данные профиля и привязанные сервисы на предмет изменений.
Сообщите в поддержку Госуслуг.
8. Как понять, что мошенники подали заявление от вашего имени:
Получение уведомления на Госуслугах о заявлении/услуге, которую вы не оформляли.
Звонки от организаций по поводу оформленных на вас документов/услуг, о которых вы не знаете.
Регулярно проверяйте раздел «Уведомления» и «История заявлений» в ЛК на Госуслугах.
9. Как понять, что вам пишут мошенники (в соцсетях, мессенджерах, SMS, email):
Ссылаются на «проблемы» с банком, Госуслугами, налогами, долгами.
Требуют срочных действий (сообщить код, перевести деньги, перейти по ссылке).
Предлагают легкие деньги, выплаты, наследство, требуя предоплату или данные.
Ссылки ведут на подозрительные сайты, похожие на официальные, но с ошибками в адресе.
Обращаются обезличено («Уважаемый клиент») или с ошибками в вашем имени.
10. Если мошенники просят «вернуть» ошибочный перевод:
Это всегда обман! Никто не переводит деньги случайно крупные суммы незнакомцам.
Не возвращайте деньги! Не общайтесь, заблокируйте номер.
Если деньги действительно пришли на ваш счет неизвестно от кого — обратитесь в свой банк и следуйте инструкциям. Не связывайтесь с тем, кто звонит!
11. Если предлагают оформить «пособие от государства»:
Официальные выплаты оформляются только через Госуслуги, соцзащиту, ПФР или МФЦ. Не требуют предоплаты или данных карты по телефону/интернету от неизвестных лиц.
Не верьте звонкам/сообщениям о «неполученных» пособиях. Проверяйте информацию через официальные каналы (Госуслуги, сайт ведомства).
12. Если представляются сотрудниками Центробанка:
Центробанк (Банк России) НЕ:
Обзванивает граждан с предупреждениями о счетах/картах.
Требует перевода денег или сообщения конфиденциальных данных.
Работает с физическими лицами по их банковским продуктам (это делают коммерческие банки).
Официальная информация Центробанка публикуется только на его сайте (cbr.ru) и в официальных СМИ.
13. Куда обратиться при столкновении с мошенничеством:
1. Ваш банк: немедленно позвоните на горячую линию банка, чьей картой/счетом пользовались, чтобы заблокировать карту/счет.
2. Полиция (МВД):
Онлайн: Через сайт МВД (мвд.рф) или портал Госуслуг (раздел «Помощь» «Правопорядок» «Запись в МВД»)
Телефон: 102 (с мобильного) или 112 (единый номер экстренных служб).
Очно: В ближайшее отделение полиции. Возьмите с собой документы (паспорт, детали операции/звонка).
3. Банк России (для жалоб на действия финансовых организаций или информацию о финансовом мошенничестве):
8 (800) 100-11-11
+7 (812) 335-85-00
+7 (383) 367-06-85
Онлайн: Через раздел «Обратиться в Банк России» на сайте cbr.ru.
4. Госуслуги (если затронут аккаунт): Сообщите в поддержку через ЛК или по номеру 8(800)-100-70-10. Короткий номер для мобильных телефонов – 115.
Главное правило: Будьте бдительны! Если что-то кажется подозрительным — скорее всего, это обман. Лучше прервать разговор и перепроверить информацию через ОФИЦИАЛЬНЫЕ каналы.