Так однажды сказал Николай Рерих. 30 сентября 2024 года для читателей Новосибирской областной специальной библиотеки состоялась экскурсия в Музей имени Н. К. Рериха, посвящённая 150-летию со дня рождения русского художника, сценографа, философа-мистика, писателя, путешественника и археолога.
Музей Рериха в Новосибирске – один из многочисленных рериховских центров в России и за рубежом, в котором можно не только увидеть замечательные картины художника и его талантливых сыновей, но и узнать больше о философии Живой Этики, принёсшей Рерихам славу одних из самых значимых духовных учителей XX века. В четырёх залах музея представлено более 60 полотен, на которых предстают православные святые и герои народных эпосов, величественные пейзажи Гималаев и фантастические видения о единстве всего живого. «Мы попали в особую атмосферу музея, которая, безусловно, важна для любого человека, вне зависимости от его физических особенностей», – отметила одна из читательниц.
Экскурсовод Валентина Григорьевна Герман погрузила в мир красоты, умиротворения, величайшего искусства, раскрыла все этапы строительства музея, рассказала об инициаторе и вдохновителе создания музея Наталии Дмитриевне Спириной, известном рериховеде, поэте, основателе Сибирского Рериховского общества, музеев Николая Константиновича Рериха в Новосибирске и на Алтае.
История Музея Рериха в Новосибирске началась в 1960 году, когда городская картинная галерея получила в дар от Святослава Николаевича Рериха 60 полотен кисти его отца. По завещанию художника, они должны были быть представлены в постоянной экспозиции. К 1970-м годам назрела идея создания отдельного музея, и в 1974 году началось его строительство по принципу «народной стройки». Музей создавался полностью на частные пожертвования и был официально открыт в 2007 году.
Войдя в вестибюль, читатели увидели фотопортрет Н. К. Рериха и два полотна, очень точно иллюстрирующих его жизненный путь: былинные витязи стоят на фоне уходящих за пылающий горизонт ледяных гор. Первый зал музея даёт представление о генеалогии семьи Рерихов, их образовании и привычках через череду фотографий. Все фотографии сопровождались тифлокомментариями.
Здесь же свидетельства того, как дело Рерихов живёт и процветает: Знамя Мира, побывавшее на обоих полюсах и в космосе, печатные издания. Во втором зале представлены картины кисти Н. К. и С. Н. Рерихов, написанные в путешествиях, и предметы, привезённые из экспедиций: монгольские бронзовые чаши, буддийская живопись танка и т. д. Полотна, размещённые в третьем зале, объединяет православная и общегуманистическая тематика: здесь и изображения русских церквей, и иконы, и философские сюжеты.
В каминном зале читатели узнали про Пакт Рериха – Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников, он был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне. Прикоснулись к замечательному изразцовому камину в гжельском стиле, тактильно познакомились с бюстами Николая Рериха и его жены Елены. Уникальной оказалась возможность прикоснуться к коллекции минералов и услышать музыкальную чашу. Посетили читатели и Колокол мира, стоящий на территории дворика, а также часовню Святого Сергия.
О Николае Константиновиче Рерихе, пожалуй, знают все. Его картины можно любить или не любить, его мировоззрение можно принимать или не принимать, но тот факт, что человек был выдающийся, не вызывает сомнений.